20 мая Главное управление МВД России по Алтайскому краю в режиме видеоконференции рассказало журналистам и сотрудникам правоохранительных органов в районах о наиболее распространенных видах мошенничества.
По-прежнему распространены звонки якобы от ведомств и организаций. Как сообщает региональное МВД, число таких преступлений от общего числа мошеннических схем составляет 67%.
Мошенники чаще всего называют себя представителями налоговой службы, страховых компании, служб ЖКХ, риелторами, портала «Госуслуги», а также Социального фонда.
Звонок от «представителя» «Госуслуг»
Злоумышленники сообщают, что на имя человека пришло электронное письмо и необходимо назвать код из СМС, чтобы оно отразилось в личном кабинете на «Госуслугах». Вместе с СМС-кодом мошенники получают доступ к аккаунту на портале. В личном кабинете они могут завладеть информацией о доходах, транспортных средствах, квартирах, налогах и кредитной истории.
Звонок из «пенсионного фонда»
Мошенник, обращаясь по имени и отчеству к человеку, сообщает, что ему положены дополнительные выплаты, компенсации от государства или фонда, либо «оповещает» о переплате средств. Аферист убеждает человека, что для получения выплаты никуда ходить не нужно и якобы все деньги переведут на карту – необходимо только продиктовать все реквизиты, в том числе код с обратной стороны.
Звонок от «оператора сотовой связи»
Аферисты сообщают об истечении срока действия сим-карты, договора об оказании услуг связи или о нарушении условий договора в связи с передачей номера другому оператору и предлагают решить проблему с использованием личных кабинетов на «Госуслугах». В процессе разговора гражданину поступает сообщение с кодом, сообщив который он предоставляет доступ к своему аккаунту. Далее аферисты берут микрозаймы, а полученные суммы переводят на подконтрольные счета. Потерпевшими, как правило, выступают лица в возрасте от 30 до 65 лет.
Сообщение с вредоносным файлом
В мессенджерах от неизвестных номеров либо якобы от имени знакомых поступают сообщения, имеющие файлы с расширением «apk», которые содержат вредоносные программы по сбору персональных данных, а также программы удаленного доступа, позволяющие управлять смартфоном, включая банковские предложения.
Вопрос-ответ
Человек, назвавшийся представителем службы безопасности СберБанка, сообщил, что кто-то пытается снять деньги с моей карты. Могу ли я сообщить ему номер карты?
-Сотрудники банка не просят конфиденциальные сведения: номера карт, пароли из СМС, паспортные данные, последние совершённые операции, кодовые слова, логины, пароли, ПИН-код. Скорее всего вам звонил мошенник. Не сообщайте ему информацию.
Как определить, что мне звонит именно сотрудник банка, а не злоумышленник?
— Что никогда не попросит сотрудник банка при звонке клиенту:
сообщить конфиденциальные сведения: номера карт, пароли из СМС, паспортные данные, последние совершённые операции, кодовые слова, логины, пароли, ПИН-код, любую информацию из чеков;
поговорить с «роботом», которому вы якобы должны продиктовать конфиденциальные данные;
снимать деньги со счетов и карт;
оформлять новый кредит, чтобы «перекрыть мошенническую заявку»;
отправлять деньги на «специальные» банковские ячейки, счета, кошельки, телефоны, «карты сотрудников банка» и «карты персональных менеджеров»;
проводить любые действия с картой (идти к банкомату, распечатать чеки, привязать карту к телефону или токенизировать чужие карты на ваш телефон;
установить на ваше устройство какие-либо программы, например, для настройки защиты телефона или антивирус, а также программы для удалённого доступа;
обманывать других сотрудников банка, чтобы якобы «вывести на чистую воду мошенника» или «проверить действия другого сотрудника».