В соответствии со статьей 103 Воздушного кодекса Российской Федерации пассажир, покупая авиабилет, заключает договор воздушной перевозки с авиакомпанией (перевозчиком), которая обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения с предоставлением места в воздушном судне. Условия договора воздушной перевозки изложены в авиабилете.
Авиакомпания (перевозчик) несет ответственность перед пассажиром за нарушение условий договора воздушной перевозки.
Аэропорт предназначен для приема и отправки воздушных судов и выполнения необходимого комплекса аэропортовых услуг по выполнению воздушной перевозки В соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 при задержке, отмене, изменении маршрутов авиарейсов:
- Авиакомпания обязана информировать пассажиров об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.
- Авиакомпания должна предоставить пассажирам в аэропорту визуальную и/или акустическую информацию о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса.
- Авиакомпания обязана бесплатно организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки следующие услуги:
- предоставление комнаты матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
- два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время;
- размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное время;
- доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
- организация хранения багажа в камере хранения в пунктах отправления.
Если перевозчик (авиакомпания) не исполнил указанные обязанности, помимо прочего, он может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, — оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований.
В случае признания перевозчика виновным в совершении правонарушения, ему может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей.